Психосоматика

Нет никаких только психических и только соматических болезней, а имеется лишь живой процесс в живом организме; жизненность его и состоит именно в том, что он объединяет в себе и психическую, и соматическую сторону болезни.

Р.А. Лурия

В традиционном медицинском понимании, как это определил немецкий врач Иоганн Хайнрот, психосоматика - это взаимосвязь телесных болезней и душевных страданий. В понимании Хайнрот все телесные заболевания имеют психологические истоки. Более широкий взгляд на тему позволяет определить психосоматику как телесное проявление душевной жизни человека. Любое переживание, любая эмоция отражается в теле, как в своеобразном "экране". Крайним вариантом такого отражения являются телесные болезни. Существует ряд заболеваний, которые являются прямым наследием образа жизни современного человека, тогда как каких-нибудь сто лет назад встречались крайне редко. Так, например, диагноз инфаркт миокарда был впервые поставлен около 100 лет назад в России.

Так называемая "большая семерка" психосоматики:

1. Гипертоническая болезнь
2. Инфаркт миокарда
3. Язвенная болезнь желудка/двенадцатиперстной кишки
4. Панкреатит
5. Гипертиреоз
6. Сахарный диабет
7. Язвенный колит

Неестественность современного образа жизни рождает целый ряд стрессов для нашего организма:

- информационная перегрузка и агрессия, неестественное для мозга постоянное "думанье", ограничение подвижности (для полноценного функционирования человеку необходимо делать около 10 тыс. шагов ежедневно), искусственное продление продолжительности дня приводит к несоответствию внешнего и внутреннего времени и меняют фон гормонов надпочечников, шумовое, зрительное агрессивное воздействие на жителя мегаполиса, пищевой стресс в виде избыточного объема потребляемой пищи, скученность населения и при этом поверхностное, формальное общение при острой нехватке душевного тепла, эмпатии.

Все эти и многие другие факторы приводят к тому, что практически каждый второй современный человек страдает каким-либо хроническим психосоматическим заболеванием, причинами обострения которого часто являются стрессы и потрясения психологического характера.

БОЛЕЗНЬ, ПОМОГАЮЩАЯ ВЫЖИТЬ

Нет лучшего средства защиты от врага, чем второй враг. (Фридрих Ницше )

Он "сломал себе руку". Еще "отец психосоматической медицины" выдающийся немецкий врач Георг Гроддек(1866 - 1934) заметил, что выражения сломать себе руку или разбить себе голову звучат, по меньшей мере, странно. Как можно говорить, что человек сломал себе руку, если он ничего не сделал для того, чтобы причинить себе какой-то ущерб? Он даже всячески старался избежать беды.

Обратите внимание, лекарство принимают, как принимают гостя или посетителя (возможно, без особой охоты), а болезнь хватают. Как будто больной не только заболел намеренно, но торопился и ждал подходящего случая. Ему повезло, представилась возможность, он ее не упустил и слег. Если заболевший не просто жертва, но активное действующее лицо, если он сам сделал что-то, что привело его к болезни, в его действиях должна скрываться какая-то цель (возможно, неизвестная ему самому), а у болезни должно быть какое-то скрытое предназначение. Конечно, у одного человека иммунная система в порядке, а у другого ослаблена. Но это ничего не объясняет. Вопрос о том, случайна болезнь или закономерна, заменяется вопросом о случайности и закономерности ослабления иммунной системы.

Существует, однако, совсем иной подход к проблеме. Он был высказан выдающимся Лейпцигским психиатром Иоганном Кристином Хайнрот (1773 - 1843), он утверждал, что все сбои в работе печени или селезенки следствие человеческих пороков. Никто бы не удивился, если бы услышал из уст религиозного проповедника, что любая болезнь - расплата за грехи, но все привыкли к тому, что для врача болезнь скорее результат плохого питания, нездорового образа жизни или несоблюдения правил гигиены.

Хайнрот говорил, что человек - существо "отпущенное на волю". Ему предоставлена свобода выбора в поступках, но свобода может быть использована по-разному. Тот, кто ею обладает, способен на "самосохранение и саморазрушение". Человек все время колеблется между добром и злом.

Постоянное чувство неопределенности вызывает тревогу, которая угнетает и парализует душу. Страсти ослепляют и подталкивают к дурному поступку, а когда он совершен, человек чувствует, что перестает быть самим собой, и вступает на ложный путь. Он мучается, потому что не может избавиться от чувства вины. Человек чувствует "что он отделен от самого себя и все же от себя отделиться не может. Это поистине адская мука. В этом ощущении не принадлежности самому себе погибает душа при меланхолии". Но перед тем как погибнуть, душа разрушает тело.

Если болезнь вызвана утомлением, голодом, истощением организма, жарой, холодом, инфекцией, физическими травмами или даже угрозами, это понятно. Но что такое чувство вины? От чего оно возникает?

Когда человек не в силах справиться со страхом перед чем-то или перед кем-то, он может постараться убежать, скрыться, прибегнуть к чьей-либо помощи. Причины страха лежат вне человека, причины тревоги - внутри. Человек сам не знает, что именно вызывает его тревогу. Что-то беспокоит его. Что-то мешает ему работать, отдыхать, читать, играть, гулять. Он не может назвать причины своих терзаний. Постепенно тревога становится невыносимой, а спрятаться от нее нельзя. Но человеку необходима защита. И тогда начинают изменяться все его ощущения. Загнанный в угол человек пытается отвергнуть мир, к которому он не способен приспособиться. Он пытается создать свой собственный параллельный мир, как это делает ребенок, строя домики из песка или бумаги. Появляются галлюцинации, назначение которых ограждение от враждебного и опасного окружения. Человек перестает ориентироваться во времени и пространстве, путается в мыслях. Так начинается распад человеческой личности.

Тревога должна заговорить. Для того чтобы человек, находящийся в состоянии депрессии, мог ее вынести, она должна наполниться достаточно понятным содержанием. Враг нужен человеку вовсе не для того, чтобы разобраться в причинах своих страхов или, по крайней мере, найти для них правдоподобное объяснение, а в качестве объекта возможной агрессии, на котором можно сорвать свою злость и таким образом добиться нервной разрядки. Объект агрессии находится вне человека и к нему сознательно испытывается враждебное отношение, одновременно в бессознательном возникает враждебное отношение к каким-то внутренним органам, которые прочно ассоциируются с образом врага. Когда нет возможности добраться до зримого врага, человек воюет на том поле, на котором ему обеспечена "победа": начинается расправа над собственным организмом. Подавленная агрессия ведет к болезням и саморазрушению организма. Впрочем, бывает так, что со временем угнетенный человек все меньше нуждается в разрядке. Он вступает на путь, неизбежно ведущий к "внутренней" смерти, т.е. к состоянию, в котором угасают все желания. Каждый шаг в этом направлении связан с каким-то новым ограничением, с возведением еще одного ограждения, за которым прячется меланхолик.

Американские ученые Мейер Фридман и Рей Розенман, исследовавшие особенности людей с ишемической болезнью сердца, обнаружили у них определенные особенности поведения.· Сердечники часто принадлежат к так называемому типу А. У людей этого типа самый высокий риск сердечных заболеваний.

Что же такое тип А? Так ведут себя люди, которые находятся в постоянной борьбе с окружающим миром. Их честолюбие, агрессивность, воинственность, конфликтность, нетерпеливость, раздражительность, склонность к соперничеству и враждебность по отношению к конкурентам, сосуществующие с подчеркнутой вежливостью, нередко вызываются стрессом. Поведение типа А проявляется в том, что человеку хочется в кратчайшее время сделать, как можно больше и добиться максимальных результатов. Он все время не успевает. Ему все время требуется большее. Он постоянно в ожидании чего-то. Его внимание обращено к завтрашнему дню. Такие люди часто не обращают внимания на недомогания. Если нужно, они работают даже тогда, когда плохо себя чувствуют. Они как будто не знают, что такое тревога. На самом деле это значит, что тревога проявляется у них только в завуалированной форме. Например, в такой: эти люди чрезвычайно беспокойны и возбудимы. Порой они выходят из себя, ведут себя бестактно и грубо, приходят в ярость без особых оснований.

Общество поощряет энергичных людей типа А, мечтающих о власти и престижной должности. Во второй половине 1980-х годов немецкий ученый Франц Фричевски уточнил представление о типе А и разбил его на три подкласса. В первый входят люди замкнутые, заторможенные, сдержанные в мимике и жестах. Они редко выходят из себя, но зато, если уж разойдутся, долго не могут успокоиться. Другая группа - это люди, которые хорошо умеют прятать свои чувства, но очень нервные внутри. Третья группа - люди, которые привыкли бурно выражать свое отношение ко всему, что происходит. Они общительны, размахивают руками, жестикулируют, громко говорят и смеются. Они часто срываются, сердятся, начинают ругаться, но тут же забывают причину своей злости.

Желчнокаменная болезнь и любовь к справедливости. В желчном пузыре, в печеночных и желчных протоках очень часто (особенно в пожилом возрасте и в первую очередь у женщин) образуются камни из холестерина, желчных пигментов и известковых солей. Когда камни закупоривают пузырной проток или желчевыводящие пути возникает приступ печеночной колики. Далеко не все, у кого есть камни, ощущают от этого какие-то неудобства. Когда человек волнуется, злится, завидует, это тут же сказывается на работе печени. Недаром говорят "желчный человек" или "у меня это в печенке сидит".

В 1928 г. Е. Витковер решил проверить, как отражаются на работе печени различные переживания. Под гипнозом испытуемым внушалось то, что вызывало у них радость, печаль, тревогу или злость. Во всех случаях кроме последнего поток желчи увеличивался. Гнев и злость вели к уменьшению выделения желчи. Выяснилось также, что при внушении радостных чувств желчь принимала более желтую окраску.

Дитер Бек попытался установить психические особенности людей, страдающих от желчнокаменной болезни, и пришел к заключению, что все они в большей или меньшей степени подвержены неврозу навязчивых состояний могут быть разделены на три группы. К первой принадлежат те, кому не дает покоя стремление во всем навести порядок, восстановить справедливость и оказать социальную помощь нуждающимся в ней. Эти люди становятся заложниками идеала, осуществления которого они добиваются. У них часто бывают гипертония, сердечные заболевания, импотенция, нервное и физическое истощение организма. Ко второй группе принадлежат в основном женщины, у которых невроз навязчивых состояний сочетается с депрессиями. Они скромны и склонны к самопожертвованию, но при этом частично сознательно, а частично бессознательно находятся в ожидании того, что их самоотдача будет оценена. Признание станет компенсацией за все, что они сделали для других. Недовольство, досаду, злобу они проявляют редко. Чаще всего они обращают свою агрессивность на себя. Болезнь возникает тогда, когда их готовность к жертвам оказывается ненужной и они отвергаются. Больные из этой группы, что страдают от головных болей, мигреней, функциональных заболеваний желудка и болезней, связанных с менструациями. У третьей группы женщин невроз навязчивых состояний сочетается с истерическими признаками. У больных особенно проявляется потребность быть любимыми. Страх потери и боязнь оказаться в одиночестве - вот главное, что ведет их к болезни. Вынужденный брак, беременность без мужа, соперничество с другими женщинами часто становятся причинами их бед. Многие из них постоянно находятся в состоянии тревоги. Четкую грань между различными типами людей провести нельзя. Большинство людей сочетает в своем поведении черты различных типов. Важно то, что здесь речь идет именно о типах поведения, а не о характерах. Подразумевается, что человеку вполне под силу изменить свой жизненный стиль. А значит, у него всегда остается возможность уменьшить риск сердечных, как впрочем, и многих других заболеваний.

Есть ли смысл в болезни? Тот, кто подвергся душевному потрясению, заражается быстрее других. У человека, освобождающегося от отрицательных эмоций и беспокойства, начинает в полную силу работать иммунная система. Выдающийся немецкий психиатр Виктор фон Вайцзеккер (1886 - 1957) считал, что в наступлении болезни есть закономерность. Она развивается вовсе не в любой момент, а именно при наступлении кризиса: морального, психического, душевного. Значит ли это, что болезнь является следствием психических процессов? Вайцзеккер был против такой постановки вопроса. Телесное, на самом, деле неотделимо от психического. Иногда тело выражает происходящие в нем физиологические процессы на языке чувств: страха, отчаяния, печали, радости. Иногда психические процессы дают о себе знать на "языке органов": человек краснеет, дрожит, у него отнимаются ноги, слепнут глаза, болит спина или появляется сыпь на лице. Здесь нет причинной связи между тем, что произошло сначала, и тем, что за этим последовало. И то, и другое различные проявления внутреннего состояния.

Назначение болезни: Дитер Бек написал книгу со странным названием "Болезнь как самоисцеление". Бек доказывал, что физические заболевания, часто представляют собой попытки залечить душевные раны, восполнить психические потери, решить конфликт, спрятанный в бессознательном. Болезнь - не тупик, а поиск выхода из тяжелого положения, творческий процесс, в котором человек иногда успешно, а иногда нет, пытается справиться с обрушившимися на него невзгодами.

В мифах многих народов присутствует чудовище, требующее жертву для себя от жителей города. В человеческом представлении страх тесно связан с понятием жертвы. Чтобы избавиться от тревоги, надо пожертвовать чем-то очень важным. Но что может быть важнее для человека, чем здоровье? Болезнь раскрепощает человеческую психику, снимает слишком жесткий контроль над поступками и порой освобождает от страха. Больной верит, что речь для него идет о жизни и смерти. Ему нечего терять. Он готов совершить самые решительные поступки и круто изменить свою жизнь. Словом, болезнь нередко превращается в своеобразную шоковую самотерапию. Болезнь - это шаг к смерти. У человека могут быть причины, подталкивающие его к самоубийству, но не настолько сильные, чтобы он на него решился. Заменой служит болезнь. Это своеобразный жест отчаяния, вроде бы показывающий, что жизнь больному недорога. Но одновременно это и своеобразная самозащита от самоубийства. Невротик сохраняет свою жизнь, как бы говоря самому себе: я пытался покончить с собой и навсегда уйти из этого чуждого мне мира. Не моя вина, что меня спасли. Смерть - это уничтожение всех желаний и стремлений. Тот, кто уже ни к чему не стремится, очевидно, не может стремиться и к смерти.

Жизнь для всякого живущего - это нечто осязаемое, а смерть из области иллюзий. Человек идет на самоубийство из страха перед жизнью, а не вследствие таящейся в глубинах души тяги к смерти. Сама по себе смерть никогда не бывает целью. Она всегда - средство. Подлинной целью чаще всего является бегство от невыносимой тревоги. По словам Георга Гроддек, "В каждой болезни скрыты тенденции к самоизлечению. Они есть даже в раке.

Болезнь может быть обращением к себе или попыткой воздействия на других людей. Она может быть мольбой о внимании к себе и средством шоковой самотерапии. При повышенном чувстве собственной вины и комплекс неполноценности она может стать средством самонаказания за действительные или воображаемые проступки. Врач может удалить зуб или опухоль, вырезать аппендикс и даже осуществить пересадку сердца, но он не может примирить человека с миром и самим собой.Е.Гольцман Болезнь, помогающая выжить. "Наука и жизнь" 2000, №7, с.86-91.

Свяжитесь с нами

Россия, г. Краснодар, ул. Рашпилевская 55
Email: dr.zinger@bk.ru
Телефоны: +7 988 460 97 31, +7 861 275 13 29
Facebook: facebook.com/medpraxis23

Юридическая информация

Информация, размещенная на сайте, носит исключительно информационно-рекламный характер и не является офертой или публичной офертой в соответствии со статьей 435 и пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.